В соответствии с приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 12.04.2019 года № 621 «Об организации и проведении апробационных перспективных моделей контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена в Мурманской области в 2019 году» и приказом отдела по образованию от 12.04.2019 года № 144 «Об организации и проведении апробационных перспективных моделей контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена в Ловозерском района в 2019 году» в период с 18 по 23 апреля 2019 года в школах района проведена апробация перспективных моделей контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена.
Обучающиеся 9 классов приняли участие в апробации КИМ по предметам:
русский язык - 53 человека;
математика- 77 человек;
информатика -50 человек;
обществознание- 79 человек;
физика – 4 человека.
В обновленных моделях акцент сделан на практико-ориентированные задания. Для их выполнения требуется продуктивное использование полученных знаний, умение отбирать и комбинировать необходимые данные, находить оптимальные пути решения.
Новые контрольные измерительные материалы представляют собой круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, умение решать которые необходимо для успешного продолжения обучения и социализации. Оценке подлежат как предметные, так и метапредметные результаты обучения, в том числе навыки функционального чтения, умения объяснять явления и процессы окружающего мира, аргументировать свое мнение, рассуждать, сравнивать, классифицировать изученные объекты.
Одним из наиболее наглядных изменений в экзаменационных моделях стоит назвать компьютеризацию процедуры ОГЭ по информатике.
Впервые в экзаменационные материалы по географии включена работа с реальными информационными сообщениями СМИ. Это позволит оценить общую географическую грамотность выпускников.
А экзамены по информатике, химии, физике и биологии составлены в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, что в будущем позволит выпускнику легче ориентироваться в профессиональной среде. Руководители комиссий разработчиков заданий по химии и физике, в новых экзаменационных заданиях у выпускников предусмотрена возможность проведения реального эксперимента.
«Одно из заданий по химии – определение состава вещества в пробирке. Для этого будет предложен перечень веществ, из которых участник экзамена должен выбрать те реактивы, которые позволят определить вещество, которое находится в пробирке. Для этого необходимо спланировать эксперимент, составить алгоритм действий и провести опыт. Планирование, контроль – это навыки, которыми девятиклассник должен владеть», — рассказал Дмитрий Добротин, руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ для ГИА по химии.
Новые экзаменационные модели по всем предметам включают задания, которые дают возможность школьнику показать свои творческие и аналитические способности. «Например, ребятам предлагается визуальное изображение социальной ситуации или определенное суждение о ней. Они должны сформулировать свое мнение или оценку и подкрепить их своими аргументами, предложить свой способ действия в заданной социальной ситуации», – объяснила Татьяна Лискова, руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ для ГИА по обществознанию.
Переход на новые образовательные стандарты носит эволюционный характер. Уже с 2015 года в систему государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах постепенно включаются принципиально новые задания.
В новых КИМ сохранена часть прежних заданий. Это связано, прежде всего, с преемственностью содержания, изучаемого в основной школе. Например, экзамен по истории, как и прежде, ориентирован на содержание историко-культурного стандарта. Преемственны также и многие формируемые умения. По словам разработчиков, в новых моделях сохранены задания на работу с информацией, представленной в разных формах. Например, обработка информации в электронных таблицах в информатике, работа с таблицами, диаграммами и различными картами в географии, со статистикой в истории и обществознании.
На сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru/taxonomy/term/20618) можно ознакомиться с обновленными перспективными моделями контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по предметам:
математика, русский язык, литература, иностранный язык, биология, физика, химия, география, информатика, обществознание.